Готландский бой. Успех или провал ? (4 фото)

1915 год выдался для Российской Империи сложным. Армия была вынуждена отступать. Но на Балтике ситуация складывалась довольно удачно. Хоть смерть адмирала Н. О. Эссена и стала серьёзным ударом, флот продолжал держать инициативу в своих руках. Стратегия следующего командующего — вице-адмирала В. А. Канина — была более осторожной. Это сказалось на проведении дальнейших операций флота.

В июне 1915 года в штабе Российского Императорского флота был разработан план артобстрела порта Мемель. Полагалось, что большая часть кораблей Флота открытого моря будет находиться на базе в Киле, где должен был проходить большой смотр. Операция была назначена на 19 июня. Эскадра контр-адмирала М. К. Бахирева состояла из броненосных крейсеров «Рюрик» (II), «Адмирал Макаров», «Баян» (II) и бронепалубных крейсеров «Олег» и «Богатырь». Прикрытие осуществлял дивизион эскадренных миноносцев и бронепалубный крейсер «Новик». Также в готовности находились эскадренные броненосцы «Слава» и «Цесаревич».

Бронепалубный крейсер «Богатырь»

Корабли Российского Императорского флота вышли в поход 18 июня. Но сильный туман нарушил планы. Сперва пришлось отпустить эсминцы, которые не могли действовать в данных условиях. Чуть позже от отряда отделились крейсера «Новик» и «Рюрик». Им пришлось действовать отдельно. Бомбардировку Мемеля отложили на день позже

Тем временем германское командование разработало план постановки минных заграждений в устье Финского залива. Эту задачу возложили на минный заградитель Albatross. Его прикрытие осуществляли броненосный крейсер Roon, бронепалубные крейсера Augsburg Lubeck, а также 7 эскадренных миноносцев. Командующим германскими кораблями был коммодор Йоханнес фон Карф.

Утром 19 июня русские радисты перехватили сообщения немцев. Адмирал Бахирев решил не атаковать Мемель и направил отряд на поиски германских кораблей. В 7:30 утра с русских кораблей был установлен визуальный контакт с противником. Это были Albatross, которого прикрывали Augsburg и 4 эсминца.

Несмотря на превосходство Бахирев решил вести бой на дальней дистанции. В ответ, фон Карф приказал минному заградителю укрыться в территориальных водах Швеции, а сам начал звать на помощь Roon и Lubeck. Эсминцы пытались скрыть Albatross в дымах, но это лишь отсрочило его гибель. Почти час он оставался под огнём русских крейсеров. Минный заградитель получил ряд попаданий, на нём было убито 27 и ранено 55 человек. Повреждённый корабль был вынужден выброситься на берег острова Готланд. В ответ он добился одного попадания в крейсер «Адмирал Макаров», где был разбит прожектор и ранен 1 матрос

Броненосный крейсер «Roon»

Контр-адмирал Бахирев не смог собрать свой отряд. «Рюрик» всё ещё опаздывал к месту боя, а «Новик» ушёл к Ирбенскому проливу. Тем временем к коммодору Карфу подошло подкрепление. Roon и Lubeck вступили в бой с русскими крейсерами. Первый вёл артдуэль с «Баяном», добившись одного попадания 210-мм снаряда. Второй германский крейсер безрезультано обменивался залпами с «Олегом». После 25 минут боя немцы развернулись и легли на обратный курс. Русские корабли, обладая двукратным превосходством, не бросились в погоню. По мнению адмирала Бахирева, в данном районе могли быть как подводные лодки, так и другие броненосные эскадры. К тому же на русских кораблях было израсходовано довольно много боеприпасов.

Броненосный крейсер «Рюрик»

Тем временем, к месту боя шёл сильнейший корабль русской эскадры — броненосный крейсер «Рюрик». Примерно в 10:30 наблюдатели заметили дымы, которыми оказались германские Roon и Lubeck. Через 15 минут стороны открыли огонь. Выстрелы немцев были довольно точными. Почти сразу на «Рюрике» вышел из строя носовой дальномер.

Русский же крейсер выбрал своей целью самый большой корабль германской эскадры — Roon. Близкие разрывы заставляли немецкий крейсер постоянно маневрировать, что сильно затрудняло его стрельбу. В это время Lubeck засыпал своего противника градом 105-мм снарядов. Было зафиксировано 10 попаданий «Рюрика». Но это вызывало лишь разрушение палубы и лёгкие повреждения надстроек. Командир русского крейсера, капитан 1-го ранга Пышнов, держал курс прямо на германские корабли. Однако в этот момент поступил доклад об обнаружении перископа подводной лодки позади корабля (на деле оказавшийся ложным). «Рюрик» начал противолодочный зигзаг. В этот момент поступила радиограмма от адмирала Бахирева, который опасался, что немцы идут на соединение со своими основными силами.

Тем временем, командующий эскадрой разведывательных сил Флота открытого моря, контр-адмирал Гопман, вышел в море с броненосными крейсерами Prinz Adalbert и Prinz Heinrich в сопровождении пары эсминцев. Однако такой вариант событий был предусмотрен — выход с базы контролировала британская подводная лодка «E-9». Она вышла на германскую эскадру и атаковала её. Одна из двух торпед поразила Prinz Adalbert в район мостика. Повреждённый крейсер с трудом удалось довести до базы.

Выбросившийся на берег минный заградитель Albatross

В ходе Готландского боя была наглядно продемонстрирована несостоятельность германского командования. Выход в море слабого отряда без соответствующего прикрытия, а также плохая организация радиосвязи. Именно последнее позволило русской радиоразведке засечь врага и навести на него более крупные силы Балтийского флота. Хоть некоторые действия контр-адмирала Бахирева можно счесть несмелыми, основные его решения признаны удачными.

Итогом стала локальная победа Российского Императорского Флота. Лёгкие повреждения получили крейсера «Рюрик» и «Баян», 19 человек было ранено, 1 погиб. Потери с германской стороны больше. Был потоплен минный заградитель Albatross. Также, надолго из строя вышел флагман разведывательного флота — Prinz Adalbert. И незначительные повреждения получил броненосный крейсер Roon. Всего со стороны Германской Империи 37 человек погибло и ещё было 55 ранено.

Позже, разобрав причины неудачи, командование Флота открытого моря направило в Балтийское море дополнительные силы. Со стороны Российского Императорского флота было принято решение о перевооружении бронепалубных крейсеров «Баян» и «Олег». Новые 130-мм орудия значительно повысили огневую мощь кораблей.

Оставьте комментарий